Главная > Дети > Воспитание — это не управление ребенком

Воспитание — это не управление ребенком

 21 Май 2020  Дети  0  43  admin
 5.0

 Дети
 0  5.0  43


Ваши отношения с сыном или дочерью полны напряжения и напоминают перетягивание каната? Прекратите схватку. Воспитание — это не борьба за власть. Воспитывая, вы устанавливаете правила и требуете их соблюдения, утверждает психотерапевт и детский психолог Лиз Матеис. И объясняет, в чем разница.

Родители часто говорят: «Я не могу управлять ребенком», — когда недовольны его поведением и не могут добиться подчинения своим требованиям. Как будто годы с момента рождения ребенка и до его 18-летия — это период контроля и борьбы за власть.

На самом деле это время развития и взросления, когда ваша задача — поддерживать и создавать условия для роста. Не нужно заниматься перетягиванием каната.

«Когда воспитание становится похоже на властвование и подавление, я прошу родителей задуматься, кому оно на пользу — им или ребенку? — рассказывает психотерапевт Лиз Матеис. — Любые отношения, которые превращаются в бесконечную борьбу, никому не доставляют радости, но когда такое происходит между родителями и детьми, нет возможности просто перестать общаться».

Ребенок и родитель не должны все время сражаться друг с другом. И если трудности не прекращаются, пора задуматься — а все ли вы делаете правильно.

СУТЬ НЕ В ТОМ, КТО ГЛАВНЫЙ
 
Речь идет о подлинной, глубокой эмоциональной связи. Такая связь предполагает искреннее желание быть друг с другом, разделить радость, удобство и покой. И дело вовсе не в том, удалось ли вам криками и угрозами заставить ребенка что-либо сделать по вашему запросу или нет.

Воспитание — это правила, которые вы оговариваете с ребенком и которые требуете соблюдать. Они касаются всех сфер его жизни — от ежедневных рутинных действий до стиля общения и выражения сильных эмоций, будь то печаль, гнев или разочарование.

Вместе с тем вы принимаете определенные обязательства и на себя, например — создаете дома безопасное эмоциональное пространство, терпимо относитесь к гневу, печали, страху и разочарованию. Причем по мере взросления ребенка требования возрастают.

Это не значит, что дети имеют право командовать домашними, ломать игрушки и портить мебель. Скорее, суть в том, что вы ждете определенного поведения и от ребенка, и от себя. У растущего человека есть право выразить злость или разочарование определенным (допустимым) образом. А с вашей стороны есть готовность услышать ребенка и откликнуться на его потребность, явленную в словах или поступках.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Задача родителей — понимать темперамент и эмоциональные потребности ребенка и удовлетворять их.

«У меня трое детей. Одного из них я хорошо понимаю, а другую — нет. Ее потребности и способ их выражения мне пришлось усердно изучать. В сущности, мы говорим на разных эмоциональных языках. Это не значит, что она ошибается или что ее потребности не заслуживают внимания, просто мне пришлось слушать, переводить и отвечать не совсем удобным для меня способом», — рассказывает эксперт.

У каждого, кто готовится стать родителем, есть ожидания относительно того, каким должен быть его ребенок. Часто мы представляем себе покладистых детей, которые охотно со нами сотрудничают.

«Мои родители были жесткими и деспотичными людьми. Я же — послушным ребенком, который делал все, что говорили старшие, даже когда это не имело смысла или пугало. Можете себе представить мое потрясение и даже ярость, когда, годы спустя, мои собственные дети не выполняли моих просьб и не следовали моим указаниям.

Я чувствовала, что ситуация выходит из-под контроля, мне было страшно. Я повышала голос, показывала свой гнев, думая, что это напугает их и заставит подчиниться. В результате все складывалось наихудшим образом: рыдающий ребенок и подавленная, плачущая мать. Мне не нравилось то, что я чувствовала, ни эмоционально, ни физически. Я не хотела быть такой злой, крикливой мамой», — делится Матеис.

Воспитание — это танец, в котором взрослый чувствует, когда нужно вмешаться, а когда — позволить ребенку справиться самостоятельно

В такой ситуации она советует вернуться к своему детству, чтобы понять, как были устроены ваши родители, что в их подходе работало, а что нет.

«Я все еще возвращаюсь в прошлое и работаю над своими детскими ранами, чтобы развить свое самоощущение как родителя и лучше чувствовать собственных детей», — добавляет эксперт.

Воспитание — это танец, в котором взрослый чувствует, когда нужно вмешаться, а когда — позволить ребенку справиться с трудностями самостоятельно; когда учить и показывать, а когда — наблюдать на расстоянии, как ребенок осваивает новый навык.

Воспитывать непросто. Возможно, вам хочется помогать и страховать. Самое трудное, чему приходится научиться, — позволять детям падать, а самим оставаться в стороне, замирая и молясь, чтобы они снова встали.

Нет единого для всех способа воспитания. Родители должны слушать детей, переводить их неясно выраженные нужды на свой понятийный язык и отзываться на них так, как требуется данному ребенку в конкретной ситуации. Это не означает, что ваш ребенок «управляет» вами. Скорее, вы чутко прислушиваетесь к его потребностям и удовлетворяете их в нужный момент.

Процесс воспитания непредсказуем. Но следовать основным его принципам вполне по силам каждому: устанавливать правила, слушать, понимать, чем ваш ребенок отличается от вас, и не переносить свое прошлое в настоящее. Тогда и «управлять» ребенком не понадобится.

Об эксперте: Лиз Матеис — клинический, школьный психолог. Ведет прием детей с тревожностью, аутизмом и другими нарушениями, и их родителей.

Если Вам понравилась статья - оставьте свой отзыв или поделитесь сайтом с друзьями в социальных сетях!


Похожие новости
Добавить комментарий

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Интересное видео

Главный лайфхак для любого туалета

Главный лайфхак для любого туалета

Строительство

Главный лайфхак для любого туалета

5.0 69 0

Интересное

Мы Вконтакте


Мы facebook